Что с этим связано: Готика: Искусство












...в истории

...в литературе

Собор в Амьене, Франция


АРХИТЕКТУРА ГОТИЧЕСКОЙ ЭПОХИ



Новая династия Плантагенетов (1154-1399), более тесно связанная с континентальной Европой, покровительствовала больше городам, чем монастырям, и способствовала укреплению готики в Англии. Однако продолжали сохраняться романские традиции. Даже в конце XII века еще строились романские соборы, даже с деревянными перекрытиями, такие, как собор в Питерборо. К тому же не было большой нужды в строительстве новых соборов: старые были еще достаточно велики, поэтому часто романское ядро постройки только «одевали» готическим декором.

Однако огромные богатства монастырей способствовали широкому строительству. К тому же, у монастырей была фактическая монополия на обучение и распространение знаний (первые светские университеты появились в Англии только в конце XIII в.). До наших дней, к сожалению, монастырей как таковых не сохранилось, все они были разрушены во времена Генриха VIII, - впрочем, главный собор часто сохранялся в качестве городского кафедрального собора. С начала XIII века бурно развивалось овцеводство, торговля и ремесло, города восточного побережья богатели на вывозе шерсти, росло торговое сословие. Строительная инициатива принадлежит теперь не только монастырям, но и городам, которые соревновались, перестраивая свои романские соборы в готическом стиле. Именно в них сосредотачивалась общественная жизнь города. Расцвело ремесленное искусство. С конца XII века для украшения церквей широко внедрялся местный пербекский мрамор, который добывали в Дорсетшире и который легко поддавался резцу. К сожалению, огромное количество скульптур погибло или было сильно повреждено во времена Реформации, все того же закрытия монастырей Генрихом VIII и позже, во времена Кромвеля, когда возникла идея, что поклонение изображениям - грех идолопоклонства. Поэтому нередко можно увидеть соборы со скульптурами и картинами, у которых отсутствуют голова и руки, сцарапано лицо, а порой на то, что здесь когда-то была скульптура, указывает только пустая ниша. Такое положение вещей позже привело к расцвету удивительной декорированной елизаветинской архитектуры, о который мы еще будем говорить.

Характерные особенности английской готики обнаружились рано. Уже собор в Кентербери, перестроенный после пожара 1174 г. под руководством мастера из Франции, обнаружил ряд существенных отличий от французских прототипов. Здание имеет два трансепта, один из которых короче другого. Однако английская готика примечательна в первую очередь не столько своими конструктивными, сколько декоративными особенностями. От романского периода она сохранила простоту объемно-пространственных решений (план подавляющего большинства соборов по-прежнему имел форму латинского креста), большую протяженность соборов, могучие прямоугольные башни. Соборы обычно стояли на открытом месте, в отличие от европейских, окруженных городской застройкой, и имели возможность расти не только вверх, но и в стороны. Для английской готики характерны растянутые фасады, которые превращаются в своеобразные декоративные экраны, не отражающие внутренней конструкции собора, подчас они шире самого здания, покрыты прихотливой сеткой пластического декора. Соборы обычно были сравнительно невысокими, поэтому потребность в аркбутанах возникала нечасто. Хор с обходом и капеллами встречается достаточно редко. Западные башни невелики, зато сильнее выражена башня над средокрестием, в отличие от Европы, где больше западные башни. Готика в Англии сохраняла свое значение вплоть до середины XVI века.

Периодизация английской готики основана на эволюции декоративных элементов (в основном это форма окон и рисунок оконных переплетов). Принято выделять три основных стилевых периода: раннеанглийская готика (Early English, последняя четверть XII – 2-я пол. XIII вв.), украшенная (Decorated, до 2-й пол. XIV в.) и перпендикулярная (Perpendicular, до сер. XVI в.).

В 1-й период господствуют ланцетовидные очертания арок и проемов. Верхние окна узкие и вытянуты в высоту, постепенно улучшается освещение нефа. Постепенно усложняется нервюрный свод и форма опор. Скульптурный орнамент в условиях низкой освещенности становится более выпуклым. Вообще для периода свойственно устремление вверх, как символ человека, стремящегося к небесам. Появляется новация: сдвоенное окно с круглым окошком.

Во 2-й период исчезает заостренность форм, окна становятся больше и шире, подчас заполняя собой фасад. Появляется пристрастие к изогнутым линиям. Воздвигаются более стройные, устремленные вверх башни. Опоры обрастают пучками мраморных стволов. В этот период политическая ситуация более-менее стабильна, вследствие чего церкви реже используются как место убежища от врага. Отсюда большие окна и общее стремление сделать церковь светлой и радостной. В большом количестве появляются витражи. Стекло становится более доступным. Сдвоенное окно предыдущего периода развивается и превращается в единое сложное окно. Усложняется рисунок нервюр. Поскольку улучшается освещение, скульптура уже не должны быть такое выпуклой, как раньше, чтобы обеспечить игру светотени, следствием чего является уплощение скульптурного декора.

Эпидемия чумы 1348-49 унесла большинство искусных городских мастеров, что ускорило конец украшенной готики - золотого века для мастеров обработки камня. Городских каменщиков сменили сельские мастера, это способствовало упрощению основных очертаний построек и оживлению народных традиций (передача в камне деревянных конструкций, каркаса). Фактически, вырабатывается совершенно самобытный английский стиль готики, перпендикулярный, совершенно непохожий на господствовавший в то время во Франции пламенеющий. Появляется уплощенная арка (арка Тюдоров) и веерный свод, ставший последним этапом развития ребристого свода. Основной отличительной чертой этого этапа являются окна, такие огромные, что все здание кажется построенным из стекала, которые скрепляют между собой тонкие опоры. Здания становятся легкими, полными света. Из-за строения окна период и называется перпендикулярным. В церковном строительстве перпендикулярный стиль характерен прежде всего для небольших построек, капелл, гробниц и т.п. Зато он расцвел в светском строительстве, например, зданий первых английских университетов, где эти формы удерживаются до середины XVII века. Торговые и промышленные корпорации строили гильдейские дома, банкетные залы, цеховые капеллы.

Теперь рассмотрим поподробнее некоторые из выдающихся памятников церковной английской готики.

Собор в Уэллзе. Этапы строительства собора, перестроенного из романского здания, с его богато украшенным скульптурой западным фасадом (1220-1239), залом капитула (1290-1319), капеллой Богоматери и восточным хором (XIV в) обозначили смену стилей английской готики. Также собор знаменит своей смелой конструкций средокрестия с опрокинутой аркой. Построенные в XIV в., они соединяют старую часть нефа с хором, выполненным в украшенном стиле. Четко обозначены вертикали, обнажена каркасная система, большие окна завершаются сложным пересечением арок.

Собор в Линкольне. Перестройка романского здания, одного из самых протяженных в Англии (157 м), привнесла в английское готическое строительство ряд новых архитектурных приемов. Западный фасад отличает своеобразная оптическая двухслойность, благодаря которой достигнуто постепенное нарастание ритмов к мощной баше над средокрестием. Прославленный Ангельский хор (1256-80) - прекрасный образец зрелой английской готики с ее сложным архитектурным декором.

Собор в Солсбери. Цельный по замыслу и исполнению, этот собор был в царствование Генриха III построен вместо более раннего, бывшего центром «старого» Солсбери – Олд-Сарума. Построен он был на протяжении XIII века (1220-68, зал капитула - 1263-84). Большое свободное пространство вокруг собора делает его легко обозримым со всех сторон. Башня над средокрестием - самая высокая в Англии, 124 м., закончена в 1330. Западный фасад украшен нишами, геометрическим орнаментом. В зале капитула - зонтичный свод.

Вестминстерское аббатство, место погребения и коронации английских королей, было перестроено в XIII в. Здание следует французским образцам, но архитектурный декор ближе английским традициям. Созданием английского зодчего является 8-угольный зал капитула (окончен в 1253), в котором также применена оригинальная и смелая зонтичная конструкция. В соборе сохранились уникальные кафельные полы.

Черты, присущие украшенному стилю, определили облик соборов в Йорке, Личфилде, Эксетере. Объединение трифория с окнами, единые тяги, связывающие все ярусы интерьера, которые появляются в Йорке и Эксетере, намечали систему стены, характерную для XIV века.

Начало новому этапу было положено перестройкой восточной части собора в Глостере (1329-37, своды оконч. 1377). Определяющими в конструкции стали прямоугольные пересечения при общей вертикальной устремленности архитектуры. Стена практически исчезла, ее заменила решетка окон и арочные проемы; своды приобретают сложный декоративный рисунок нервюр. В клуатре (1351-77) - безудержно декорированный веерный свод и воронкообразные распалубки.

Во 2-й половине XIV века важный вклад в развитие английской архитектуры внес Генри Йевел, имя которого становится известно с 1356 г. в своих постройках он последовательно утверждал принципы перпендикулярного стиля. В это время материальные возможности были ограничены, поэтому усилия архитекторов были в основном сосредоточены на достраивании уже существующего и постройке небольших зданий капелл при дворцах, аббатствах, университетах. Заключительное звено перпендикулярной готики составляют три капеллы: капелла св. Георгия в Виндзорском замке (1474-83, своды - 1503-28), капелла Королевского колледжа (Кингс-колледж) в Кембридже (1446-1515) и капелла Генриха VII в Вестминстерском аббатстве (1503-19). Их пространство едино, опоры растворились в общем орнаментальном ритме. Кружево, сплетенное нервюрами сводов, дополняет впечатление простора и нематериальности.


Используются технологии uCoz