Что с этим связано: | Средние века 1: Искусство | |||||||
...в истории
|
Романика - первый общеевропейский стиль, т.е. его примеры встречаются на всей территории Европы, от Средиземноморья до Скандинавии. Основными памятниками, дошедшими до нас от этого периода, являются архитектурные постройки, в основном храмы и замки. Этот стиль складывался в X-XII вв. Название «романский» условно, оно было введено в XIX веке французскими археологами. Скорее всего, это название связано с тем, что в средние века каменные постройки считали созданными по римскому образцу, в отличие от деревянных.
Романское искусство возникло в период феодальной раздробленности. Империя Карла Великого распалась, оставив после себя много мелких, постоянно враждующих государств. Романское искусство пронизано духом воинственности и постоянной потребности в самозащите. Поэтому основное, что создало романское искусство, - это крепость. Замок - крепость рыцаря, храм - крепость Бога. Раздробленность феодальной Европы породила множество местных школ романской архитектуры. Классические образцы стиля были созданы в Германии и Франции, а с 1066 года в это направление вливается и Англия.
Oсновным типом романского храма была базилика - вытянутое в плане здание, интерьер которого разделен рядами колонн на продольные залы (нефы). В облике такого храма простой и строгой композиции нет ничего лишнего, декор очень сдержан. Однако в этот период было сделано немало важных архитектурных открытий, например, введение каменных сводов взамен деревянных. Применялся простой цилиндрический свод, опиравшийся на стены. Такой свод тяжел и требует массивных, мало расчлененных проемами стен. Важным шагом вперед стало применение крестового свода, который образуется при пересечении двух цилиндрических под прямым углом. Использование такого свода облегчало решение конструктивных задач и давало больше свободы в использовании поверхности стены. В романском храме присутствует четкое пространственное деление, которое легко увидеть, посмотрев на типичный план собора.
Базилика ориентирована строго на восток. В этой части храма располагается алтарь, отмеченный особой нишей - апсидой. С западной стороны базилика предваряется притвором. Восточная часть, так называемый хор, приобретает первенствующее значение, там находится многочисленное духовенство и помещаются главные святыни. чтобы разместить их, строили поперечный неф - трансепт, а для размещения реликвий - специальные помещения, капеллы, которые веерообразно размещаются вокруг апсиды. Для обозрения реликвий, привлекавших паломников, вокруг хора перед капеллами делали специальный обход. Над местом пересечения продольного и поперечного нефа - средокрестием - возвышается основная башня. В подземной части храма строилась крипта - низкое сооружение, перекрытое сводом, где находились наиболее дорогие реликвии и также захоронения. Нефов в соборе могло быть три или пять, причем центральный неф обычно был выше боковых.
Интерьеры романских церквей были сплошь покрыты росписями, однако лишь немногие из них дошли до нас. Гораздо лучше сохранилась пластика: по преимуществу, каменная резьба, декор стен, капители колонн и отдельные детали храмов, в основном рельефные порталы. Стены разделялись вертикальными тягами, горизонтальное членение подчеркивалось карнизами, фризами, галереями арок. Росписи и скульптура служили, по выражению папы Григория I (Григорий Двоеслов) - выдающегося церковного деятеля, реформатора и устроителя церковной жизни - «Библией для неграмотных». Однако в целом соборы сохраняют внушительность и суровость облика.
|
|||||||
|