ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА ВЕЛИКОБРИТАНИИ



:



ОБОСНОВАНИЕ И ЦЕЛИ КУРСА:

Данный курс читается для студентов Отделения иностранных языков Российского государственного гуманитарного университета, обучающихся по специальности «Перевод и переводоведение». Цель курса – ознакомить студентов с историей, литературой и искусством Великобритании со Средних веков и до настоящего времени.

В задачи курса входит подготовить переводчиков к их будущей профессиональной деятельности, дав им базовые культурологические и страноведческие знания по стране изучаемого языка.

Курс представляет собой цикл лекций и читается коллективом преподавателей, специализирующихся на различных аспектах преподаваемой дисциплины (история, литература, искусство). Курс построен по хронологическому принципу, т.е. студентам даются сведения о каждом аспекте преподаваемой дисциплины по историческим периодам.

Основной целью раздела «История Великобритании» является ознакомление студентов с ключевыми историческими событиями и историческими процессами, происходившими в британской истории примерно с первого тысячелетия до н.э. по сегодняшний день. Краткость курса, к сожалению, не позволяет говорить обо всем с той подробностью, которой хотелось бы: из-за этого приходится сжать курс до самых основных, поворотных моментов в истории, определивших многообразие и сложность современного общества этой сравнительно небольшой страны. Курс организован в традиционном хронологическом ключе, однако в фокусе остаются в основном поворотные, кризисные моменты британской истории, когда на кону было будущее страны (или империи) или же она переживала бурное развитие (например, нападения викингов в VIII-IX вв. или норманнское завоевание или война за независимость Америки); и подробнее рассматриваются исторические фигуры, которым выпало столкнуться с этими кризисными моментами (например, король Альфред или Гарольд и Вильгельм Норманнский, или Георг III и Питт-старший). Данный подход позволяет подробно рассмотреть факторы, определившие сложность данного исторического момента, и помимо этого, рассмотреть событие в личностном ключе, подчеркивая вклад каждого отдельного исторического лица в канву событий и традиций, и завершить рассказ о данной эпохе оценкой итогов этой кризисной ситуации. События, происходившие между этими ключевыми событиями, и люди, жившие в своеобразном межсезонье, были обозначены скорее пунктирно (X век в Англии или эпоха между Вильгельмом Завоевателем и Генрихом II или промежуток между славной революцией и правлением Георга III). В этом случае рассматривание этих эпох проводится в обзорном плане, который позволяет выделить те вопросы, которым суждено было стать «яблоком раздора» в грядущие эпохи.
Кроме этого, в течение всего курса подчеркивается идея преемственности исторических эпох, и рассматривается эволюция как всего общества, так и отдельных институтов государства и общества, существование которых во многом объяснимо только историческим экскурсом. Во многом именно эта усложнение общества объясняет своеобразный отход от личностного подхода, который неизбежен при переходе от средневековья или ренессанса к новому времени: структура общества в новое время становится гораздо сложнее, что ведет к уменьшению роли отдельной личности в истории, влекущему за собой не только однозначно положительные последствия.

Аспект «Литература Великобритании» охватывает всю английскую литературу с раннего Средневековья («Беовульф») до новейшего времени (Том Стоппард). Такой обширный охват представляет собой трудности не только для лектора – в минимальное время максимально внятно и информативно рассказать обо всем от «Беовульфа» до Толкиена и далее, но и для студентов – и не только потому, что им за один год придется прочитать огромное количество текстов, но и потому, что им придется встретиться с героями совершенно иных, незнакомых, непривычных ему времен. Для того, чтобы понять читаемую литературу и даже получить от нее удовольствие, студенту надо будет понять мышление и мировоззрение иных эпох. Если мы не будем исходить из предпосылки, что каждая историческая эпоха несет с собой не только внешние, но и внутренние приметы и особенности, то литература прошлого будет казаться нам коллекцией бессмысленных анекдотов и описанием идиотических поступков, логика которых нам с наших современных позиций категорически непонятна.
Это тем более важно, что основной задачей курса является не просто ознакомление с произведениями литературы Великобритании, но попытка дать цельное представление об эволюции европейской философско-культурологической мысли на примере избранных литературных текстов. Студенты должны увидеть преемственность и одновременно цикличность развития литературного процесса (цикл «Просвещение – сентиментализм – готический роман – романтизм» в 18-19 веках, цикл «реализм – декаданс – модернизм» в 19-20 веках) и они должны также увидеть движение и эволюцию художественной мысли на протяжении веков. Основным предметом курса, таким образом, оказываются не отдельные художественные тексты, но человек в художественном тексте – эволюция представлений человека о себе, о своем месте в мире, о роли самого человека в определении этого места. Такой подход обусловлен несколькими факторами – во-первых, тем, что курс читается на материале литературы в переводе и, таким образом, невозможным оказывается чисто филологический текстологический анализ произведений. С другой стороны, данный принцип анализа материала порожден также глубоким убеждением автора, что именно человек во всей сложности его бытия и был главным предметом европейской литературы вплоть до недавнего времени и, таким образом, данный принцип отбора и анализа материала вполне соответствует духу и цели изучаемых произведений. Даже если литература не ставит перед собой прямо дидактических целей, она неизбежно ставила перед собой цели познавательные и образовательные в высшем смысле – научить человека тому, что значит быть человеком. В контексте современной дегуманизации общества – не в смысле уничтожения гуманизма как хорошего отношения к человеку, но в смысла отрицания важности и ценности человечности как таковой – такая задача представляется наиболее актуальной.

В рамках раздела "История искусства" освещаются все основные периоды развития изобразительного искусства и архитектуры Великобритании (в основном Англии), а также кратко обрисовано развитие искусства Северной Америки (США и Канада). С учетом специализации студентов (переводчики-лингвисты), курс носит информационно-ознакомительный, а не строго искусствоведческий характер, а его основной целью является дать студентам общее представление о том, как развивалось английское искусство и каковы характерные черты, делающие его уникальным в рамках искусства европейского. Это послужит не только расширению их общего кругозора, но и лучшему пониманию культурных реалий стран изучаемого языка, что крайне важно для переводчика. Курс построен на большом количестве иллюстративного материала, сопровождающегося лекционным комментарием. Поскольку часы, выделенные на курс, не позволяют в полном объеме осветить все проблемы и вопросы, связанные с историей британского и американского искусства, большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов в библиотеках и музеях.

Основной целью электронной версии данного курса по истории и культуре Великобритании является показать студентам взаимосвязи между историческими событиями, литературным явлениями и произведениями искусства. Слишком часто, прослушав подобный курс, состоящий из разных аспектов и читаемый несколькими преподавателями, студент бывает не в состоянии установить такие взаимосвязи. Данный интернет-проект должен помочь слушателям увидеть историю и культуру Англии во всем ее многообразном единстве.

Авторы курса:

Бузина Т.В. - аспект "Литература"
Вагизова Ф.А. - аспект "История"
Семенюк Е.В. - аспект "Искусство"


Внимание! С апреля 2012 года в связи с выходом в издательстве РГГУ учебника "История, культура и литература Великобритании", основанного на этом же курсе, текстовая часть сайта будет сильно сокращаться.

Дальше...
Используются технологии uCoz