Что с этим связано: | Тюдоровский период: Искусство | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
...в истории
|
Миниатюры были очень распространены в повседневной жизни. Писали портреты невест для королей, портретами обменивались влюбленные, портрет королевы в ювелирной оправе мог быть наградой. Часто их носили в качестве украшений. Миниатюры включали сложную систему символов и аллегорий - определенных аксессуаров, цветов и т.п. При этом за этими деталями не теряется внимание к личности человека.
Самыми знаменитыми художниками-миниатюристами были НИКОЛАС ХИЛЛИАРД и ИСААК ОЛИВЕР.
Хиллиард (1547-1619) стал зачинателем собственно английской школы портретной живописи. Сын ювелира из Эксетера, он и сам учился на ювелира, а примерно в 1570 г. стал придворным миниатюристом королевы Елизаветы, потом работал и на Иакова I. Около 1600 г., он написал трактат "Об искусстве миниатюры", где называл себя последователем Гольбейна. Однако для Гольбейна миниатюра - просто портрет маленького размера, а для Хиллиарда это особый жанр, он развил его камерность и особую технику. Например, он избегал игры светотени, т.к. считал, что линия обладает большей выразительностью. Он сочетал ювелирную точность линии с ярким выражением личности каждого портретируемого. При этом при ближайшем рассмотрении становится видно, какие легкие, удивительно непринужденные мазки использует Хиллиард, как виртуозно он владеет кистью. В его миниатюрах часто встречаются столь любимые в елизаветинскую эпоху аллегории и символы. До самой смерти Хиллиард оставался монополистом на миниатюрные изображения королевы. Однако большинство его моделей - так называемая "новая аристократия", известная предприимчивостью и разностью интересов. Поскольку не все эти люди стали знаменитыми, то многие миниатюры сейчас называются "Портрет неизвестного". Позируют ему, конечно, и знаменитости - Роберт Дадли, близкий друг королевы;
Уолтер Рэли;
Фрэнсис Дрейк.
Больше всего Хиллиарда в человеке интересует не положение в обществе, а обаяние личности и его внутренний мир. Например, в 1578 г. Хиллиард пишет тонкий, лиричный портрет жены. Иногда он выражает внутреннее через внешнее, через символы. Хороший пример - Юноша среди роз, портрет влюбленного. Дама его сердца, скорее всего, - сама королева Елизавета, т.к. розы - ее символ. Интерес к внутреннему миру человека означает также и интерес к его частной жизни, к человеку такому, какой он есть сам по себе, а не на государевой службе, поэтому появляются такие портреты, как миниатюры с изображением аристократа Генри Перси. Лорд Перси отдыхает, расположившись на траве с книгой, а брошенная рядом перчатка, видимо, и призвана показать, что он сейчас не на службе. Как раз в 1595 г., когда были написаны эти миниатюры, у Хиллиарда появляется конкурент - его ученик, Исаак Оливер (1568-1617). По происхождению он сын гугенотских беженцев из Руана, и стиль его несколько отличается от стиля учителя. Можно сказать, что он более реалистичен, т.к. Оливер использовал игру света и тени, а линии в его работах отведена второстепенная роль. Эту разницу можно увидеть, например, если сравнить те же миниатюры с лордом Перси с портретом
Эдварда Герберта, который очень похож композиционно, или с портретом Арундела Тэлбота. Особенно хорошо владение светотенью Оливер показал в многочисленных женскиx и детских портретах, или в портрете Филипа Сидни.
И Хиллиарда, и Оливера объединяет стремление к использованию символов и аллегорий. Хороший пример аллегории, которая не ставит в тупик современного зрителя (в отличие от многих других, использовавшихся в то время, но непонятных ныне), можно увидеть в портрете Неизвестного на фоне пламени работы Хиллиарда, где все указывает на то, что огонь за спиной молодого человека - это снедающее пламя страсти.
При этом в миниатюрах обоих мастеров прослеживается и линия парадного портрета. Если сравнить их с более интимными миниатюрами, то видно, что такие парадные портреты, хотя и не уступают (а может быть даже превосходят их) по тонкости исполнения, гораздо более архаичны и меньше нацелены на исследование внутреннего мира человека.
Что же касается собственно стиля этих портретов, то, как мы сейчас увидим, он может быть очень разным, но все картины объединяет одно:
отправной точкой для всех них послужил тип королевского портрета, зародившийся еще в XIV веке - напр., портреты Ричарда II, где мы видим строго фронтальную, почти бесплотную фигуру короля во всем величии регалий. При этом на портреты королевы оказал большое влияние и стиль миниатюр Хиллиарда, с точки зрения как реалистичности исполнения, так и присутствия многочисленных символов и аллегорий. Давайте поподробнее рассмотрим некоторые из этих произведений.
- Коронационный портрет (прим. 1600, неизв. худ.) наиболее близок к средневековым образцам. Сохранившаяся картина - это копия утерянного оригинала 1558 г., сделанного для коронации. Елизавета держит традиционные скипетр и державу, волосы распущены, как и положено незамужней женщине.
- Королева Елизавета приводит в смущение Юнону, Минерву и Венеру (1569, припис. Гансу Эворту) - здесь изображенное не требует детальных пояснений, так как название говорит само за себя: Елизавета превосходит Юнону целомудрием, Минерву мудростью, а Венеру красотой.
- Портрет с пеликаном (1575, припис. Хиллиарду). Коронованные роза и лилия показывают ее связь как с английским, так и с французским престолом. Подвеска с пеликаном символизирует жертвенность, спасение и самоотверженную любовь к подданным (пеликан в европейской культуре считается символом жертвенной любви потому, что древние легенды описывают, как он ранит сам себя и кормит своих птенцов собственной кровью, если не может найти для них пищи).
- Портрет с фениксом (1575, припис. Хиллиарду). Сказочная птица феникс также символизирует жертвенность, а также возрождение (в данном портрете, по-видимому, возрождение Англии) и бессмертие, так как считается, что когда фениксу приходит время умирать, он вспыхивает и сгорает, а потом возрождается из пепла.
- Королева, играющая на лютне (Хиллиард, дата неизв.) Современники свидетельствуют, что кородева часто играла для своих приближенных, а также в одиночестве, чтобы прогнать меланхолию.
- Портрет, иногда называемый Портрет мира (1580, Маркус Герартс), наполнен предметами, символизирующими мир: в руке Елизавета держит оливковую ветвь, у ее ног лежит меч в ножнах.
- Портрет с ситом, он же Сиенский (1583, Квентин Метсис). Сито - символ чистоты и девственности (взят у Петрарки, у которого в поэме весталка доказывает свою невинность тем, что проносит воду в сите и не проливает). Вставки в колонне за спиной королевы рассказывают историю Дидоны и Энея, и Елизавета уподобляется царице Дидоне: она также подвергалась опасности соблазнения (брака), но выбрала свою страну. Сзади виден глобус, на котором корабли плывут на запад, к Америке.
- Портрет с горностаем (1585, Хиллиард). Горностай - символ королевской власти, что подчеркнуто маленькой короной у него на голове; корона - символ власти и чистоты; меч на столе - символ правосудия; оливковая ветвь - мира. На платье королевы можно разглядеть знаменитое украшение, одно из ее любимых, называемое "Три брата" (три бриллианта, окружающие еще один). К тому же, бриллиант - распространенный символ чистоты, а также твердости.
- Портрет с Армадой (1588, неизв. худ.). Существует три версии данного портрета. Здесь мы видим и жемчуг - символ чистоты, и корону императрицы, и глобус, на котором палец королевы указует на Америки. За год до этого в английском поселении в Виргинии родился первый ребенок. Корона и глобус говорят нам, что Елизавета владычествует над морем и сушей. На заднем плане мы видим сцены из знаменитой битвы, в которой была разбита испанская Армада.
- Портрет из Дичли (1592, Герартс) был сделан, чтобы увековечить пребывание королевы в Дичли, поместье ее придворного, сэра Генри Ли. Она стоит на карте Британии, одна нога рядом с самим Дичли. Серьга в виде небесной сферы символизирует мудрость и власть.
- Портрет с радугой (прим. 1600, Оливер). На момент написания этого портрета Елизавете было уже около семидесяти лет, но портрет королевы уже стал считаться почти иконой, поэтому она на нем молода и прекрасна. Платье ее расшито дикими английскими цветами, а плащ - глазами и ушами, как видимое выражение того, что королева все видит и все слышит. Жемчуг символизирует чистоту. Вокруг левой руки обвилась змейка, инкрустированная драгоценными камнями, во рту - рубин в виде сердца. Это сложная аллегория: змея символизирует мудрость, рубин у нее во рту - сердце королевы, т.е. страсти королевы подчинены ее разуму. Над змейкой - небесная сфера, тоже символ мудрости. В руке Елизавета держит радугу с латинской надписью, "Нет радуги без солнца". Радуга символизирует мир, а надпись значит, что без мудрости королевы нет мира.
- Торжественный выход королевы (1600) - опять-таки, когда писался этот портрет, Елизавете было уже семьдесят, но здесь она не выглядит старой: скорее она кажется бесплотной сияющей феей, парящей над своими подданными.
- Один из немногих портретов, запечатлевших королеву в старости такой, какой она была на самом деле, находится в Бергли-хаус. Автор его, к сожалению, неизвестен.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|