Вернуться к списку тестов




«Беовульф». Исторические и мифологические истоки эпоса. Кеннинг. Имя Беовульф и его значение. Мифологические мотивы: тотемный герой, культурный герой. Волшебная сказка и героическая поэма. Понятие судьбы. Соотношение язычества и христианства. Особенности толкования и переводов «Беовульфа».

Джеффри Чосер. «Кентерберийские рассказы». Поэтическое новаторство Чосера. Проблемы перевода. Идейный замысел поэмы.

«Сэр Гавэйн и Зеленый рыцарь». Артуровский цикл в Англии. Аллитерационное возрождение. Художественный замысел романа.

К. Марло. Краткая биография.
«Трагическая история доктора Фауста». Богоборчество Фауста. Тема жажды обожения у Марло. Предромантический конфликт у Марло. Ад у Марло.

У. Шекспир. Краткая биография. Три периода творчества.
Магистральный сюжет Шекспира
«Ричард III». Исторические источники. Соотношение литературы и истории. Злодеяние как свободный выбор. Зло как результат бунта человека против своего места в мире.
«Ромео и Джульетта».Трагедия зависимости человека от случая.
«Гамлет». Исторические источники. Трагедия искушения истиной. Столкновение героического и христианского сознания.
«Макбет». Исторические источники. Трагедия искушения судьбой и предсказаниями.
«Отелло». Трагедия о чистом зле.
«Король Лир». Трагедия абсолютной власти.
"Буря".Завершение магистрального сюжета

Дж.Мильтон. Краткая биография.
«Потерянный рай». Истоки романтической традиции – Люцифер. Неоднозначность образа Люцифера. Эволюция образа дьявола. Оригинальная трактовка образов Адама и Евы. Метафизический оптимизм Мильтона.

Д. Дефо. Краткая биография.
«Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка». Начало буржуазной литературы. Характерные признаки буржуазной литературы.

Дж. Свифт. Краткая биография.
«Путешествия Гулливера». «Путешествия» как социальная и политическая сатира. Нарастание сатирического элемента. Релятивизация мира у Свифта. Антигуманизм «Путешествий Гулливера».

С. Ричардсон. Краткая биография.
«Кларисса». Ричардсон как родоначальник эпистолярного жанра. Борьба добродетели с пороком как основной конфликт «Клариссы», неоднозначность образа Клариссы. Дидактичность романа.

Л.Стерн. Краткая биография.
«Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена». Роман о герое и роман о романе. Гуманизм романа Стерна.

Г. Фильдинг. Краткая биография.
«История Тома Джонса, найденыша». Разработка романного жанра. Природа человека как основной предмет романа. Требования верности природе и последовательной проработки характера. Сатирический и комический элементы романа.

Английский готический роман. Просвещение, сентиментализм и готический роман. Характерные черты готического романа. Разновидности готического романа (на примерах: М.Льюис. «Монах», А.Радклиф. «Итальянец»). Различие между готическим романом и английским романтизмом.

Английский романтизм .Субъективизм. Романтический бунт. Романтическая ирония. Романтический герой. Развитие темы обожения в романтизме.

Джордж Гордон, лорд Байрон . Краткая биография.
«Манфред», «Каин». Основные художественные принципы романтизма и их разработка в творчестве Байрона. Наследие Марло, Шекспира и Мильтона у Байрона.

П.Шелли. Краткая биография.
«Освобожденный Прометей». Художественные принципы поэмы. Поэма Шелли как аллегория революции.

М.Шелли Краткая биография.
«Франкенштейн». Тема обожения в романе. Структура персонажей романа. Тройной повтор романтического конфликта и его роль в философском замысле романа.

В. Скотт . Краткая биография.
«Кенилворт». Скотт как основоположник жанра исторического романа. Основные принципы Скотта-романиста на примере "Кенилворта".

Ш.Бронте . Краткая биография.
«Джейн Эйр». Элементы различных литературных направлений в романе. «Джейн Эйр» как источник различных феминистских парадигм в современном английском литературоведении.

Э.Бронте . Краткая биография.
«Грозовой перевал». Романтический конфликт в «Грозовом перевале». Хитклифф как типичный романтический герой.

Дж.Остин . Краткая биография.
«Гордость и предубеждение». Роман нравов. Бытописательство у Остен. Художественные принципы Остен. Человек в мире романов Остен. Принципы изображения персонажей. Соотношение творчества Остен с художественными принципами различных литературных направлений. «Аббатство Нортэнгер». Пародия на готические романы. Место пародии в творчестве Остен. Истоки ее пародий.

У.Теккерей . Краткая биография.
«Ярмарка тщеславия». Соотношение человека и общества в романе Теккерея. Противоречивость романа. Система персонажей романа. Теккерей как наследник традиции Филдинга.

Ч.Диккенс . Краткая биография.
«Дэвид Копперфильд». Сентиментальный гротеск. Система персонажей романа. Дидактическая задача литературы. Соотношение человека и общества. «Рождественская песнь в прозе». Внелитературные задачи рождественских рассказов Диккенса.

Р.Л.Стивенсон.. Краткая биография.
«Странная история доктора Джекила и мистера Хайда».

Модернизм . Основные художественные принципы модернизма.

О.Уайльд . Краткая биография.
«Портрет Дориана Грея». Роман как опровержение программного предисловия. Соотношение этики и эстетики в предисловии и в романе.

Г.Джеймс . Краткая биография.
«Поворот винта». Смена мировоззренческой парадигмы – сдвиг понятия реальности в область реальности ментальной.

В.Вулф. Краткая биография.
«Миссис Дэллоуэй». Художественные принципы модернизма на примере романа В.Вулф.

Антиутопия . (О.Хаксли. Краткая биография. «Дивный новый мир», Дж.Оруэлл. Краткая биография. «1984», У.Голдинг. Краткая биография. «Повелитель мух»). История жанра утопии и антиутопии. Томас Мор. Человек и система. Подавление личности в романе «1984». Культура потребления как угроза человечности в романе «Дивный новый мир». Истоки утопической и антиутопической проблематики в романе «Повелитель мух». Может ли человек устроиться на земле собственными силами?

Дж.Р.Р.Толкиен . Краткая биография.
«Властелин колец». Мифология в культуре 20-го века. Жанр фэнтези, предпосылки его создания. Мифология как средство осмысления мира. Гуманизм Толкиена.

Постмодернизм . Постмодернизм как формальная и философская категория. Истоки постмодернистской философии и эстетики. Релятивизация мира. Игра в литературе. Распад коллективного бессознательного как крайнее следствие философии постмодернизма.

Том Стоппард . Краткая биография.
«Розенкранц и Гильденстерн мертвы». Стоппард и театр абсурда. Понятие игры применительно к пьесе Стоппарда. Основная проблематика пьесы.




Используются технологии uCoz