Что с этим связано: | Девятнадцатый век: Искусство | |||||||||||||||||||||
...в истории
|
Джон Констебл начал карьеру художника только в 1799 г., и только в 1829 г.стал членом Академии. (В то время гораздо большей популярностью пользовался Тернер, другой художник-романтик, который всего на год младше Констебла.) Сначала он работал в манере, схожей со стилем Гейнсборо, но потом выработал свой собственный стиль, более реалистичный. Констебл считал, что в XVIII веке стремились к живописности, а не к правде, и что на самом деле не бывает двух похожих дней и даже часов, даже двух одинаковых листьев. "Шум воды на мельнице, ивы, старые гнилые доски, скользкие столбы и кирпичи. Я так люблю это. Такие сцены сделали из меня художника," писал он. Художник был влюблен в родные пейзажи, поэтому чаще всего писал родной Саффолк и Хемпстед, где жил с 1821. Констебл отказался от лессировки и писал свет капельками чистого белого и желтого. Много работал на пленэре, но дорабатывал свои картины в студии.
В английском искусстве Констебл стоит особняком, у него не было настоящего продолжателя на родине. Однако во Франции он вдохновил Делакруа, а впоследствии и импрессионистов, которые выразили свою благодарность Констеблу за то, что он открыл им новые горизонты в живописи. Его манера письма - мелкие отрывочные мазки - имела огромное влияние и на появившееся впоследствии во Франции движение пуантилистов.
Среди ранних работ, еще ученического периода, можно выделить
Малверн-холл (1809) и Вид Дэдхемской долины (1811). Произведения последующих лет открывают новый этап.
Это такие картины, как
Вид со шлюза на реке Стур (1811) и
Постройка лодки (1815). Для Констебла, английские сельские пейзажи - это не просто красивые места. В них скрыта возможность глубокого, даже религиозного переживания: человек, строящий свою лодку на Стуре, не может не вызвать у зрителя ассоциации с Ноем, строящим ковчег перед Великим потопом.
В картинах Констебла очень часто присутствует вода, вероятно оттого, что она давала ему возможность писать игру света. Вероятно по этой же причине он любил писать облака (например, Вид Олд-Сарума). Это можно видеть в таких картинах, как
Флэтфордская мельница и Стратфордская мельница (обе 1817), также как в его наверное самой знаменитой ранней работе - Белая лошадь (1819).
В 1820-е годы Констебл начинает становиться знаменитым и пишет свои лучшие полотна, например, знаменитейшую картину, которая стала уже символом Англии -
Телега сена (1821). На выставке в лондонской Академии эта картина прошла незамеченной, зато тремя годами позже, в 1824, получила золотую медаль на парижской выставке. К этому периоду также относится одна из самых динамичных картин Констебла, Прыгающая лошадь (1825). При своей кажущейся простоте, при внимательном рассмотрении это полотно поражает, как совершенно самобытной техникой и необычной композицией, так и скрытым, завуалированным философским посылом. Мир Констебла далеко не так идиллически умиротврен и однозначен, как может показаться поверхностному зрителю, в нем скрыта динамика, борьба и трагедия.
Подобно импрессионистам, Констебл мог писать одно и то же место в разных ракурсах или при разном освещении. Одним из самых любимых его объектов был собор в Солсбери, видов которого на протяжении 1820-х годов он написал не меньше трех.
Его интерес к игре света и цвета роднит его с Тернером, и даже техника Констебла порой приближается к светописи Тернера (например, в картине Берег в Брайтоне).
Постепенно Констебл начинает больше тяготеть к темным тонам и романтическому порыву (Романтический дом в Хемпстеде). Колорит становится особенно мрачным В 1830-е, после смерти жены художника (Стоунхендж).
|
|||||||||||||||||||||
|