Что с этим связано: Девятнадцатый век: Искусство












...в истории

...в литературе


ДЖОЗЕФ МЭЛЛОРД УИЛЬЯМ ТЕРНЕР (1775-1851)



Первую работу маслом, Рыбаки в море, он написал в 1796 г. Впервые выставил свою работу в Академии, когда ему было 15 лет. В 1802 г. стал самым молодым членом Академии.

Тернер - пейзажист совершенно нового склада. Его стиль - это чистый романтизм. Его новаторский стиль стал очевиден уже в 1800е. Романтизм как в технике, так и в сюжетах. На картинах Тернера чаще всего присутствует движение - например, волнующееся море, корабли, - а также восходы, закаты, туманы, дымы. Передавал эти эффекты с невиданной свободой и смелостью, превращая ландшафт в сияющий вихрь красок. Констебл говорил: "Тернер выставил свои золотые видения, великолепные и красивые; пусть всего лишь видения, но все же это искусство, рядом с такими картинами можно жить и умереть." "Тернер превзошел сам себя, он словно пишет цветным паром - так бесплотно и воздушно."

Очень много работал. Оставил огромное наследие: 300 картин маслом и 19,000 рисунков.

1805 - Кораблекрушение. Здесь его техника еще близка к традиционной, однако вскоре он отходит от нее. Это можно проследить по его картинам, изображающим чужие края (в отличие от Констебла, Тернера вдохновляла не только родная Англия). Например, если сравнить две картины - Венеция (1840) и Венцианский карнавал (1845) - резкая и окончательная перемена стиля становится очевидной.

Тернер много путешествовал по Франции, Голландии, Италии (Венеция и Неаполь), Швейцарии (Люцерн). А вот Лондон, где он прожил всю жизнь, мало появляется в его работах, хотя некоторые исследователи считают, что окончательная качественная перемена в технике и стиле Тернера лучше всего прослеживается в акварелях, сделанных именно в Лондоне и запечатлевших пожар лондонского парламента 1834 г. Говорят, что пока толпа стояла и наблюдала за пожаром, художник взял напрокат лодку, выплыл на середину Темзы и упоенно рисовал огненнную стихию. Позже он написал и картины на этот же сюжет.

С 1830х техника Тернера становится все свободнее. Его интересует не форма или правдоподобность, а свет и цвет (например, Похороны на море (1842), набросок Волна (ок. 1832)). Критикам, не привыкшим к такому искусству, его творчество не нравится. Картину Метель: Пароход в устье реки (1842) называли написанной "мылом и известкой". Но было много и тех, кто восхищался его работами, в т.ч. искусствовед и художник Джон Раскин, на идеях которого строили свою философию в искусстве художники - члены Братства прерафаэлитов.

Тернер писал также исторические и мифологические сюжеты, например, Вакх и Ариадна (1840) и Вальхалла открывается (1843), и даже библейские сюжеты: Вечер потопа (Тень и темнота) и Утро после потопа (Свет и цвет) (обе ок. 1843). Однако и их трактовка в его творчестве далека от традиционной.

Разумеется, он пишет и английские пейзажи - такие,какими он их видит: Озеро в Баттермире (1798), Вечерняя звезда (1830), Замок в Норхэме (1840-45), Вид на реку с холма (ок. 1840-1845), Вид Маргейта (ок. 1835-1840) и огромное множество других.

Иные жанры, кроме пейзажа, в творчестве Тернера редки. Даже если он вводит в пейзаж человеческие фигуры, то делает это скорее для того, чтобы показать катастрофичность человеческого бытия в мире природы. На картине Переход Ганнибала через Альпы (1812) ясно видна обреченность людей, пытающихся сопротивляться стихии.

Тернер не просто писал природу и исследовал эффекты цвета. Своей неподражаемой техникой он передает эмоции и настроение. Например, картина Последний путь фрегата "Темерер" (1838) изображает старый корабль, который сражался в Трафальгарской битве и который теперь оттаскивают в док для разборки. Это не просто морской пейзаж, а элегия по ушедшей эпохе.

Одно из поздних произведений называется Дождь, пар и скорость (1844). На этой картине изображен паровоз, мчащийся вдоль Темзы. Эта примета современности и технического прогресса под кистью Тернера превращается в какой-то неуловимый мираж - может быть, символ быстротечности человеческой жизни?..




Используются технологии uCoz