Что с этим связано: Девятнадцатый век: Искусство












...в истории

...в литературе


УИЛЬЯМ МОРРИС (1834-96)



Был одним из членов Братства прерафаэлитов, но художником был средним. Из его картин, в сущности, известна только одна - Гвиневера (1858). Моррис сам знал, что он не очень хороший живописец. В 1859 женился на модели, позировавшей для Гвиневеры - Джейн Берден (которая была также музой Данте Габриэля Россетти, другого прерафаэлита), и они построили себе "Красный дом". Этот дом средневековый по своей философии, но по стилю он резко отличается от пышной викторианской псевдо-готики, которая была очень популярна в это время. В этом доме все достаточно просто и практично.

В 1861 г. Моррис основал фирму "Моррис и Ко.", которая занималась любыми видами дизайна. С помощью дизайна и искусства он пытался преобразить общество. Не желая смотреть в лицо наступающему прогрессу, индустри-

ализации, которая, как ему казалось, нивелирует человека до уровня машины, Моррис пытался убежать от него в прошлое и увести за собой людей. Он проповедовал ценность честного, творческого ручного труда в противоположность фабричному, хотел освободить людей от фабрик. Движение, которое он основал, и которе имело большое количество продолжателей, называлось the Arts and Crafts movement. Мастера моррисовской фирмы производили мебель, витражи, ткани, обои, книги, целые интерьеры. Легко узнаваемый "стиль Морриса", популярный в Англии и теперь, сочетал в себе влияния средневековых и восточных искусства и ремесел. В 1860х, Музей Виктории и Альберта обратился к фирме с просьбой сделать один из залов, который назывался "Зеленая столовая", но с тех пор стала известна как Моррисовский зал. Витражи Берн-Джонса, панели, замечательный сундук и пр. - комната целиком является экспонатом музея.

Моррис был не только художником и дизайнером, но и писателем, философом и убежденным социалистом. Однако его социализм был не привычного нам марксистского толка (что становится ясно хотя бы из его отношения к индустриализации). Моррис был идеалистом, его социализм - это мечта о возвращении в прекрасное прошлое. Он написал утопический роман "Вести из ниоткуда", о стране, в которой все работают только для удовольствия и плоды их трудов бесплатно раздаются ценителям. Однако трагедия состояла в том, что хотя он хотел создавать дешевые и красивые вещи для простых людей, на самом деле получались очень дорогие для избранных. Хотя можно сказать, что из всех прерафаэлитов Моррис наиболее прямым образом изменял реальность вокруг себя, но и ему не удалось своими усилиями повернуть развитие общества вспять и заселить зеленые холмы Англии вдохновенными художниками-ремесленниками.




Используются технологии uCoz