Что с этим связано: Восемнадцатый век: Искусство












...в истории

...в литературе


УИЛЬЯМ ХОГАРТ (1697-1764)



Изобразительное искусство первой половины XVIII века в Англии было довольно-таки противоречивым. С одной стороны, продолжались традиции парадных портретов "большого стиля", начатые еще в прошлом веке Ван Дейком и продолженные Ренолдсом и отчасти Гейнсборо. С другой, работал такой художник как Уильям Хогарт, враг академизма и официального искусства.

Хогарт был не просто художником, создающим прекрасные образы. Он был также теоретиком искусства - в 1753 г. он написал труд «Анализ красоты», одну из важнейших английских книг по теории изобразительного искусства. Цель своего искусства он видел в том, чтобы помочь обществу искоренить пороки, поэтому его картины часто снабжают такими эпитетами, как «назидательные», «нравоучительные», «дидактические».

Творчество Хогарта многогранно, он известен и как живописец, и как график. В основном он известен, конечно же, как автор сатирических жанровых сценок, но также писал портреты, как традиционные, так и нехарактерные для того времени (Портрет слуг, Продавщица креветок), где, как и в своем необычно решенном автопортрете (в который включил и свою любимую собаку Трампа - см. выше на странице) показал свою свободную технику, владение цветом и воображение. По большей части, его портреты нельзя назвать парадными: даже когда ему позируют известные люди, например, знаменитый актер Гаррик (Портрет Гаррика с женой), в картине совсем нет пафоса, это забавная сценка из жизни счастливой семейной пары.
Хогарт тяготел к театру - в его сериях видна ясная связь с литературой и театром. Серии картин у него - своего роды театральные постановки, где присутствуют четкое деление на сценические планы, ясность композиции, амплуа героев. Хогарт любит повествовать о судьбе героя. Чаще всего это история порока и деградации. Например, первая его серия, которая принесла ему успех, написанная в 1731 и повторенная им самим в гравюрах годом позже - Карьера продажной женщины. Это нравоучительная история молодой провинциалки, попавшей в Лондоне в руки сводни, ее падения, разгульной жизни и жалкой смерти. Последующие серии Хогарт тоже повторял в гравюрах, часто сам и в основном жил на средства от их продажи. (Здесь нужно пояснить, что гравюры Хогарта, в силу технических особенностей исполнения, являются зеркальными отражениями соответствующих живописных полотен, поэтому там, где герой картины смотрит вправо, на гравюре он будет смотреть влево.)

Еще одна известная серия - Модный брак (1743, грав. 1745) - 6 картин. Мы видим историю несчастливого светского брака, который начинается с заключения контракта. Вскоре после свадьбы, мы видим молодоженов, которые совершенно не занимаются делами своего дома. Разгульная жизнь продолжается дальше - мы становимся свидетелями утра графини, наполненного не честным трудом или молитвой, а развлечениями с модными людьми. Естественно, все кончается плохо: в итоге муж убит на дуэли, a графиня принимает яд, узнав о казни своего любовника.

Хогарт создавал и другие серии и отдельные сатирические рисунки: Карьера мота, Спящие прихожане. Очень интересна мини-серия, состоящая из двух гравюр - Улица пива и Водочный переулок. Если сравнить их, то становится очевидно, в пользу какого напитка сделал выбор Хогарт. На Улице пива здоровые, сильные люди строят новые дома, и единственное здание, находящееся в упадке, это лавка ростовщика (ее знак - три золотых шара), т.к., видимо, жители улицы неплохо обеспечены и без него. В Водочном же переулке все совсем наоборот: ростовщик процветает, к нему выстроилась очередь, а кругом творятся всякие непотребства и ужасы - пьяная мать роняет ребенка и не замечает, что ее саму грызет собака; дома разрушаются, люди дерутся и убивают друг друга и т.п.

Последняя, весьма злободневная серия, сделанная Хогартом в 1754, называется Парламентские выборы. Здесь мы видим все возможные и невозможные злоупотребления во время выборов: подкуп избирателей, дурацкие правила голосования и т.п. Триумфальное шествие победителей - настоящая вакханалия.

Стремление Хогарта изменить жизнь через искусство не было новым и волне вписывалось в традиции философии Просвещения. Та же идея захватила художников в Англии и гораздо позже, уже в середине XIX века: Братство прерафаэлитов стремилось к тому же, а Уильям Моррис даже пытался предпринимать практические шаги в этом направлении.


Используются технологии uCoz