Что с этим связано: Девятнадцатый век: Искусство












...в истории

...в литературе


КУЛЬТУРА ВИКТОРИАНСКОЙ ЭПОХИ



     WILL it be the same in the future? Will the prized treasures of today always be the cheap trifles of the day before? Will rows of our willow-pattern dinner-plates be ranged above the chimney-pieces of the great in the years 2000 and odd? Will the white cups with the gold rim and the beautiful gold flower inside (species unknown), that our Sarah Janes now break in sheer light-heartedness of spirit, be carefully mended, and stood upon a bracket, and dusted only by the lady of the house?
     THAT china dog that ornaments the bedroom of my furnished lodgings. It is a white dog. Its eyes are blue. Its nose is a delicate red, with black spots. Its head is painfully erect, and its expression is amiability carried to the verge of imbecility. I do not admire it myself. Considered as a work of art, I may say it irritates me. Thoughtless friends jeer at it, and even my landlady herself has no admiration for it, and excuses its presence by the circumstances that her aunt gave it to her.
      BUT in 200 years' time it is more than probable that that dog will be dug up from somewhere or other, minus its legs, and with its tail broken, and will be sold for old china, and put in a glass cabinet. And people will pass it round and admire it. They will be struck by the wonderful depth of the colour on the nose, and speculate as to how beautiful the bit of the tail that is lost no doubt was.
     WE, in this age, do not see the beauty of that dog. We are too familiar with it. It is like the sunset and the stars: we are not awed by their loveliness because they are common to our eyes. So it is with that china dog. In 2288 people will gush over it. The making of such dogs will have become a lost art. Our descendants will wonder how we did it, and say how clever we were. We shall be referred to lovingly as 'those grand old artists that flourished in the nineteenth century, and produced those china dogs'.

Jerome K. Jerome, Three Men in a Boat (1889), ch. 6


Викторианская эпоха не очень легко поддается описанию, хотя бы потому, что правление королевы Виктории оказалось невероятно длинным. Сменялись стили и направления в литературе и искусстве, но оставалось основополагающее мировосприятие.

Мы уже говорили о том, что старый, устойчивый мир распадался на глазах у людей. Зеленые холмы и долины застраивались фабриками, а развитие науки поставило под вопрос само происхождение и сущность человека: точно ли он - образ Божий, или потомок странных существ, выползших миллион лет назад из первобытной грязи? Поэтому через всю эпоху, через все искусство проходит стремление людей каким-то образом укрыться от реальности или воссоздать ее самому. (Это делают Тернер и Констебл: в своих картинах они словно заново создают свет и цвет). Некоторые пытаются избежать современности, прячась в средневековье, как прерафаэлиты, Моррис и Пьюджин.

Другие пытаются противопоставить разрушающемуся миру простые, надежные ценности среднего класса: семью, детей, домашний очаг, честный труд. Пример подает сама королева Виктория. В молодости Виктория была очень красива, а тот стереотип, который возникает при упоминании о ней - образ грузной старухи в вечном трауре - это поздние ее годы. Виктория была образцовой женой, сохраняя верность любимому супругу и после его смерти (отсюда и пожизненный траур), увековечивая его память в монументах, таких как Альберт-Холл. Они были идеальной семьей, верной ценностям среднего класса. Именно принц Альберт ввел в английский обиход рождественскую елку и обычай дарить подарки детям на Рождество, и постепенно это стремление найти в жестоком мире тепло и радость оборачивается столь характерной для викторианства сиропной сентиментальностью - или, наоборот, морализаторством. Викторианцем из викторианцев в этом смысле представляется Чарлз Диккенс, с его невинными детьми-ангелами и неизбежным наказанием порока.

А в это время в стране происходили революционные изменения. Индустриализация затрагивала все больше областей жизни. Появляется массовое производство (те же фарфоровые собаки, литографии и открытки), фонограф, фотография. Растет и уровень образования: если в 1837 г. в Англии 43% населения было неграмотно, то в 1894 г. - только 3%. Количество периодических изданий выросло в 60 раз (среди прочих, появляются и журналы мод, такие как Harpers Bazar), возникла сеть библиотек, театры.

Может быть, именно массовое производство и стало причиной того, что когда мы употребляем термин "викторианский", особенно в отношении дизайна и интерьеров, то чаще всего думаем о комнате с пышной, тяжелой мебелью, где невозможно повернуться из-за многочисленных столиков, кресле, пуфиков, полочек с статуэтками, где стены сплошь увешаны картинами и фотографиями. Эта эклектика не была каким-то единым стилем; таков был по большей части именно дом среднего класса, и в большинстве своем такие интерьеры относятся к периоду, который принято называть High Victorian (1850-е - 70е гг).

Причем даже в мебели викторианцы выражали свою строгую мораль: откуда такие длинные скатерти, откуда чехлы на кресла? А дело в том, что даже креслу и столу нельзя показывать ноги, это неприлично. "Приличие" - одна из основополагающих ценностей в ту эпоху. Повседневный костюм был довольно строг и сдержан (правда, на балу или приеме все-таки можно было блеснуть красотой платья и украшений). Но даже собираясь на бал, не принято было использовать косметику - это неприлично, красятся только падше женщины. Памятником викторианской концепции приличия навсегда останется купальная кабинка, которая позволяла дамам купаться вдали от мужских глаз. Они переодевались в этих кабинках - купальные костюмы мало чем отличались от обычных! - а потом кабинки вывозили в море, чтобы можно было входить в воду и выходить из нее без свидетелей.

Примерно в это же время люди начинают осознавать, что дети - не миниатюрные взрослые, а совершено особые существа. Воспитание - еще одно из слов, которые красной нитью проходят через эпоху. Детство выделяется в отдельный период человеческой жизни, и сочетает в себе все несочетаемые черты викторианства: с одной стороны, дети - это невинность, чистота, подарки на Рождество; с другой - детей нужно воспитывать в строгости, чтобы они усвоили моральные нормы общества, приучать их к трудолюбию и благонравию.

Викторианская эпоха полнa противоречий. Это время крайнего оптимизма и крайнего же пессимизма, время строгих моральных правил и время, когда в Лондоне процветала проституция, время триумфа империи и время Джека Потрошителя. Все это нужно помнить, когда мы говорим об искусстве, потому что все это самым непосредственным образом отразилось в нем.


Используются технологии uCoz